Дискуссию о сексменьшинствах хотят регулировать с помощью уголовного кодекса
Кампания по запрету пропаганды гомосексуализма вызвала много споров и массу эмоциональных оценок.
Осенью прошлого года в Беларуси группа христиан начала сбор подписей под коллективным обращением к Александру Лукашенко с призывом «инициировать принятие закона о запрете пропаганды гомосексуализма». К марту нынешнего года активисты собрали 52 600 подписей.

«Чтобы питать предрассудки и ненависть»
Акция по сбору подписей была инициирована директором благотворительного фонда «Открытые сердца» Владиславом Волоховичем и поддержана частью православного и католического духовенства. Самой высокопоставленной фигурой, активно поддерживающей инициативу, является архиепископ Тадеуш Кондрусевич, председатель Конференции католических епископов Беларуси.
Кампания вызвала много споров и массу эмоциональных оценок. Павел Сапелко, юрист правозащитного центра «Вясна» (организация лишена регистрации в Беларуси), назвал инициативу «мракобесием», «шаманскими плясками», «камланием и кликушеством юродивых», а авторов обращения — «неоинквизиторами».
В более спокойном тоне критика постулатов христианских активистов была представлена в
В заявлении говорится, что инициатива христиан, равно как и позиция Министерства здравоохранения Беларуси, в целом поддержавшего их постулаты, противоречит «базовым правам человека, а именно: праву не подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в личную и семейную жизнь, праву на свободное выражение своего мнения, а также праву на защиту против дискриминации» (в тексте в соответствующих местах даются ссылки на «Международный пакт о гражданских и политических правах»).
Инициативная группа «Право и идентичность» направила папе римскому Франциску открытое письмо, в котором просит понтифика обратить внимание на то, к чему от имени Католической церкви призывают священнослужители в Беларуси.
«Архиепископ Тадеуш Кондрусевич, глава Католической церкви в Беларуси, использует свой авторитет среди верующих, чтобы питать предрассудки и ненависть, в частности, против ЛГБТ-людей» — считают активистки «Права и идентичности».
Инициатива Владислава Волоховича была воспринята неоднозначно также в сугубо христианских кругах. Отец Павел Сердюк, председатель Синодальной комиссии Белорусской православной церкви по вопросам семьи, в интервью «Еврорадио» сказал: «Введение абзаца касательно уголовного преследования — это, несомненно, дискриминационная составляющая». По его мнению, организовывать сбор подписей под таким постулатом «более чем странно».
Аналогичные возражения появлялись также среди католиков и протестантов.
Полемика продолжается до сих пор, а спираль инициатив и контринициатив, по всей видимости, будет раскручиваться. Недавнее заявление правозащитника Андрея Бондаренко о намерении основать движение «в защиту семейных, религиозных, нравственных и культурных ценностей, которым угрожает ЛГБТ-пропаганда», является элементом этой спирали.
О чем говорится в обращении?
В пылу дискуссий и полемики зачастую теряется из вида первоначальный предмет спора — постулаты обращения. В связи с этим уточним, что в тексте обращения христианских активистов действительно есть, а чего нет.
Что есть в тексте обращения:
1) Утверждение, что гомосексуализм — «сексуальное извращение».
2) Увязка «пропаганды ЛГБТК+» с современными трендами в западном мире.
3) «Пропаганда ЛГБТК+» квалифицируется как нечто:
(а) имеющее антихристианский характер;
(б) противоречащее здравому смыслу;
(в) направленное на снижение рождаемости;
(г) противоречащее концепции национальной безопасности Беларуси.
4) Призыв ввести уголовную ответственность за:
(а) пропаганду гомосексуализма (из текста обращения непонятно, призывают ли авторы ввести ответственность за любую пропаганду ЛГБТК+, или только пропаганду ЛГБТК+ среди несовершеннолетних);
(б) публичную демонстрацию гомосексуализма «и других половых извращений» несовершеннолетним.
Чего нет в обращении:
1) Призыва наказывать за наличие гомосексуальной ориентации.
2) Призыва обязать людей с гомосексуальной ориентацией проходить терапевтическую конверсию на гетеросексуальную ориентацию.
3) Призыва наказывать за однополые сексуальные отношения.
Нужны профессиональная экспертиза и деликатный подход
Как видим, в тексте обращения присутствует остро оценочный диагноз гомосексуализма как «извращения», а за его «пропаганду» предлагается ввести уголовную ответственность.
Ничего удивительного, что обращение было критически воспринято не только в секулярно-либеральной части общества, но также в христианских кругах. Многие задавались вопросами: как это соотносится с христианским принципом любви и милосердия? Какова позиция Католической церкви в Беларуси как институции?
На недавней пресс-конференции в Минске, посвященной результатам сбора подписей, митрополит Кондрусевич сказал, что инициатива «была поддержана Католической церковью в Беларуси». Но при этом заявил, что «Католическая церковь не выступает с инициативой кого-то преследовать или дискриминировать», а также не предлагает «ввести уголовную ответственность за те или иные действия, как это некоторые стремятся представить».
Проблема в том, что предложение, а точнее призыв ввести уголовную ответственность присутствует в тексте обращения, подписи под которым собирались в рамках поддержанной церковью инициативы. Получается, что Католическая церковь в Беларуси поддерживает сбор подписей под обращением, но не поддерживает содержание обращения. Как это возможно?
Парадоксальная позиция митрополита Кондрусевича свидетельствует, скорее всего, о том, что решение об участии в акции принималось спонтанно и без осмысления разных ее аспектов. А это в свою очередь — элемент более широкой проблемы, имя которой — акционизм.
Рациональный подход предполагает следующий порядок: описать — оценить — действовать. Акционизм же состоит в том, что игнорирует первый шаг: описать. Этот шаг или полностью игнорируется, или подменяется разного рода тенденциозными описаниями, изначально призванными оправдать те или иные оценки и действия.
Акционизм части белорусских христиан является зеркальным отражением акционизма западных эмансипативных движений. В ряде стран эти движения добились того, чтобы «пропаганда гомофобии» стала уголовным преступлением. А поскольку понятие гомофобии очень широкое и многозначное, любая этическая оценка гомосексуальных отношений, кроме положительной, чревата серьезными последствиями.
Таким образом, криминализация «гомофобии» парализовала публичную дискуссию на некоторые этические темы, что, в свою очередь, стало питательной почвой для правого популизма. Корнем этих негативных тенденций является игнорирование основного принципа рационализма: описать, установить объективное положение вещей.
Права сексуальных меньшинств, сексуальная этика в целом, понятие семьи, проблема воспитания молодежи, место церквей в общественной жизни — это очень деликатные вопросы, требующие нюансированного подхода. Профессиональная и идеологически неангажированная экспертиза могла бы здесь быть очень полезной.
Возможно, она не приведет к выработке консенсуса, но поможет создать рамки для рациональной дискуссии по этим темам. А попытка регулировать дискуссию с помощью уголовного кодекса — это контрпродуктивный и недальновидный ход.