Современное дистанционное образование: тренды, вызовы, перспективы

Изменения, происходящие прямо сейчас в системе высшего образования, потрясающе интересны. Привычные форматы обучения постепенно замещаются новыми. Лучшие университеты мира выложили в открытый доступ сотни онлайн-курсов. Тот, кто открыл их для себя, наверняка был потрясен, как многому можно научиться сегодня, не выходя из дома или же, наоборот, в путешествии.

Индивидуальный подход будет поставлен в центр образовательного процесса — учебные планы во многих европейских университетах, в том числе в Европейском гуманитарном университете в Вильнюсе, сегодня студенты могут формировать самостоятельно. На смену же традиционным дипломам приходят индивидуальные профили компетенций.

Проживание, обучение и работа на одном месте сменяется динамикой, постоянной сменой мест и навыков. Появляется необходимость в постоянном обновлении и совершенствовании знаний, что зачастую можно сделать только за пределами привычной культурно-языковой среды.

В этой связи программы обмена становятся своего рода тренажерами будущей мобильной и динамичной жизни в мультикультурном мире.

В этом году Европейский гуманитарный университет впервые проводит приемную кампанию полностью онлайн. Онлайн можно сдать экзамены, подать заявку и даже предоставить документы на признание качества ранее полученного образования.

Стать частью сообщества ЕГУ можно уже в совсем скоро. Сдать экзамены и подать заявку можно до 5 июля на сайте университета.

Дистанционное образование — не альтернатива традиционному университету, а другой путь к знанию. ЕГУ работает с дистанционным образованием на основе новых технологий уже давно.

Большинство разговоров в стиле pro et contra сводились к единогласному мнению: дистанционное образование намного дешевле, а значит доступнее. Оно позволяет и учиться, и работать или получать два образования одновременно. Кроме того, вы можете самостоятельно регулировать график и нагрузку. Казалось бы идеальная картина для молодого динамичного абитуриента, знающего не понаслышке о фриланс работе.

Тем не менее, дистанционное образование приживается в наших краях непросто. Во-первых, многие работодатели до сих пор не доверяют дипломам и сертификатам, полученным во время онлайн-обучения. Это стереотип и нам нужно время и множество успешных примеров, чтобы его преодолеть.

Основываясь на многочисленных интервью с выпускниками ЕГУ, мы можем с уверенностью сказать, что наши выпускники дистанционного бакалавриата ничуть не менее успешны и востребованы, чем выпускники очного. В конечном счете, все зависит от любви к своему делу, индивидуальных качеств и практики.

Во-вторых, онлайн-образование все еще не стало полноценной альтернативой традиционному обучению в университетской аудитории. Дело в том, что обучение в университете это не столько изучение курсов и сдача экзаменов, сколько совместное проживание уникального опыта и самоформирование посредством этого опыта.

Общение, обмен, сравнение, конкуренция, поиск, построение и разрыв взаимоотношений — это основа студенческой среды. Проживая в ней свой уникальный жизненный опыт, молодой человек узнает свою индивидуальность.

Все эти вещи всё еще не могут быть компенсированы с помощью обучения онлайн. Тем не менее, мы в ЕГУ всё больше практикуем разные формы внеаудиторного образования: выездные школы, занятия в музеях, архивах и в офисах юридических компаний, представления финальных проектов на сцене театра, в форме перформанса, выставки, инсталляции. Мы пытаемся вынести достижения студентов за стены университета, понимая, что только там они обретут настоящую жизнь и ценность.

Это выходит медленно, но результаты радуют. Они помогают студентам дистанционной формы окунуться в живую студенческую жизнь, а студентам очной формы начать как можно раньше строить связи между учебной теорией и жизненной практикой.

 

Виртуальная теория vs. реальная практика

Онлайн-курсы — это хороший способ получить новые знания. Тем не менее, как студент онлайн-курса может попробовать свои знания на практике? Например, программист легко справится онлайн. Но что делать в сфере гуманитарных и социальных наук, в центре которых стоит человеческое взаимодействие?

Это проблема для многих специальностей. ЕГУ старается внедрять все больше практически ориентированных курсов в учебные планы программ и сфокусировать студентов на проектном обучении. Если за время учебы студенты смогут привыкнуть, что каждое их учебное задание должно быть завершенным проектом со своим таймингом, особенностями командной работы, а порой финансированием и продвижением, то, выйдя за порог университета, выпускникам не доставит труда сделать тоже самое на рабочем месте.

Образование в течение всей жизни, «под задачу», в инновационных форматах не только будоражит ум перспективами, но и страшит и работодателей, и преподавателей, и абитуриентов, и родителей.

Чувство неопределенности неизбежно возвращает нас к общим гуманистическим ценностям. И высшее образование и в традиционном очном, и в дистанционном формате будет нуждаться в усвоении нового именно посредством понимания человека и человеческого. Жизнь человека — это основание, из которого мы все исходим. Нам предстоит учиться не только тому, как что-то создавать, но как нести ответственность за это.