По полочкам. Что такое безопасная питьевая вода и как ее добиться от властей?

Государство гарантируют белорусам доступ к безопасной питьевой воде. Но от аварий никто не застрахован.

1. Почему мы об этом говорим?

Жители нескольких столичных районов 24 июня стали жаловаться на едкий запах из водопровода — использовать воду было нельзя. «Минскводоканал» был вынужден промыть магистральные системы водоснабжения, а столичные власти — создать рабочую группу по расследованию этой проблемы.

 

2.  Что сказано в наших законах о питьевой воде, какие гарантии дает государство гражданам в этом плане?

Беларусь не только приняла собственные нормативные акты, но и подписала международные конвенции и пакты о питьевой воде.

Все эти многочисленные документы гарантируют белорусам доступ к безопасной питьевой воде.

Кроме того, они подтверждают право граждан Беларуси участвовать в принятии решений по всем вопросам, которые касаются их здоровья, причем на национальном и международном уровнях.

Весной 2015 года, обращаясь с посланием к белорусскому народу и Национальному cобранию, глава белорусского государства Александр Лукашенко сообщил, что на 2016–2020 годы в правительстве прорабатывается программа «Чистая вода».

«Я гарантирую, что в следующей пятилетке мы забудем об этой проблеме», — заявил Лукашенко.

 

3. Какие есть требования к питьевой воде в нашей стране?

Требования к питьевой воде и водоснабжению установлены, прежде всего, в Водном кодексе, законе о питьевом водоснабжении и санитарных правилах и нормах (СанПиН 10-124 РБ 99).

В этих документах прямо сказано, что питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении и безвредна по химическому составу.

Кроме того, вода должна иметь благоприятные (разумеется, для потребителя) органолептические свойства.

Проще говоря, самому гражданину дано право оценивать питьевую воду с помощью своих органов чувств, и эта оценка обязательно должна быть положительной.

Еще одно требование к питьевой воде в наших законах — ее соответствие гигиеническим нормативам перед поступлением в распределительную и водопроводную сеть.

 

4. А что именно сказано о качестве воды в документах международных организаций?

В частности, Всемирная организация здравоохранения постоянно напоминает всем странам о том, что питьевая вода должна быть качественной.

В рекомендациях ВОЗ сказано, что «в воде не должно быть привкуса или запаха, которые неприемлемы для потребителей».

Кстати, Беларусь всегда заявляла о том, что полностью поддерживает инициативы Всемирной организации здравоохранения и прилагает максимум усилий для их реализации. Об этом, в частности, неоднократно заявлял Александр Лукашенко.

В настоящее время президент, как сообщала его пресс-служба, держит на контроле вопрос с «вонючей» водой в белорусской столице.

 

5. Какие права есть у белорусов по контролю за питьевой водой?

Во-первых, каждый белорус вправе запросить полную, достоверную и своевременную информацию о качестве питьевой воды и возможных перебоях в ее подаче.

Запрос можно адресовать сразу в три министерства — Минприроды, Минжилкомхоз и МЧС, а также в несколько других госструктур — местный исполком, территориальный центр гигиены и эпидемиологии, собственнику систем питьевого снабжения.

Эти министерства и организации должны ответить обязательно, бесплатно и по первому требованию заявителя либо всем потребителям питьевой воды, а сам свой ответ опубликовать в СМИ или изложить другим способом.

Во-вторых, потребители питьевой воды в нашей стране имеют право на контроль за качеством воды, которая поступает к ним из систем водоснабжения.

И в-третьих, граждане вправе требовать сначала проведения общественной экологической экспертизы, а потом того, чтобы ее результаты изучили госорганы.

 

6. Что именно должны делать сами власти, если вода стала небезопасной?

Если качество питьевой воды не соответствует нормам и может создать угрозу для здоровья граждан, то в этом случае государство — в лице собственников/предприятий систем питьевого водоснабжения и органов саннадзора — обязано сообщить людям об этом.

Причем не только сообщить, но еще и указать сроки устранения этой проблемы, назвать меры предосторожности (включая способы обработки воды), дать информацию о том, где и когда «на замену» будет отпускаться качественная питьевая вода.

Все эти требования озвучены в законе о питьевом водоснабжении.

Дополнительно Водный кодекс требует, чтобы население незамедлительно — в течение одного часа — было проинформировано обо всех повреждениях и нарушениях работы систем питьевого водоснабжения, чрезвычайных ситуациях, которые влияют на состояние источников и систем водоснабжения, а также о несоответствиях питьевой воды гигиеническим нормативам.

 

7. Может ли качество питьевой воды по закону отклоняться от нормативов?

Да, такое возможно. СанПиН 10-124 РБ 99 устанавливает, что если население никак нельзя обеспечить питьевой водой, то отклонения от гигиенических нормативов возможны на ограниченный период.

Но это допустимо только в том случае, если нет угрозы здоровью населения во время действия этих отклонений.

При этом сами граждане должны быть извещены о введении отклонений и сроках их действия.

Само решение о временном отклонении от гигиенических нормативов принимается органом местного самоуправления, а затем согласовывается с главным санитарным врачом.

 

8. В кранах моего дома течет вода с неприятным запахом. Что мне делать, кому жаловаться?

Самый эффективный способ — написать жалобу в госорганы на отсутствие доступа к безопасной питьевой воде.

Пример оформления жалобы дает Белорусский Хельсинский комитет, который разработал памятку о том, как реализовать право на безопасную и чистую питьевую воду.

Вместе с тем минчане, которые столкнулись с подобной проблемой, сейчас ставят подписи под двумя петициями на сайте «Удобный город».

В первой озвучено требование освободить от занимаемых должностей руководителей «Минскводоканала», во второй — провести проверку по факту поступления некачественной воды в районы Минска. Кстати, Генпрокуратура уже занялась такой проверкой.