Выборы-2020: о чем думает оппозиция и что на уме у власти?

Оппозиции удобнее, чтобы вначале были парламентские, а потом президентские выборы, властям важно развести кампании во времени.

С датой проведения очередных парламентских и президентских выборов пока нет определенности. Власти по-прежнему хотели бы развести эти кампании по времени. В оппозиционных кругах ширится убеждение, что сначала будут парламентские, а потом президентские выборы.

Вообще президентские выборы должны пройти не позднее 30 августа 2020 года, а выборы в Палату представителей — не позднее 10 сентября 2020 года. Если одна из этих электоральных кампаний будет сдвинута (власти не хотят излишне политизировать население двумя кампаниями подряд), то, скорее всего, стартует в мае-июне 2019 года, с тем чтобы голосование было назначено на одно из воскресений где-то в сентябре. То есть после летних отпусков и каникул.

 

Посмотрим в календарь

Парламентские выборы в Беларуси назначаются указом президента, а президентские — постановлением Палаты представителей. Одним из итогов конституционного референдума 1996 года является жесткая регламентация сроков работы депутатов в Овальном зале. Осенняя сессия открывается 2 октября, продолжается не более 80 дней; весенняя сессия открывается 2 апреля, ее продолжительность не может быть более 90 дней. Внеочередные сессии созываются исключительно указом президента.

Таким образом, в гипотетической ситуации, чтобы на очередной сессии Палаты представителей принять решение о назначении президентских выборов в 2019 году, депутатам нужно уложиться в срок до 1 июля 2019 года (в прошлом году сессия закрылась 26 июня). Это делает крайней датой голосования на президентских выборах воскресенье, 29 сентября (кампания по закону занимает три месяца).

Если же глава государства соберет депутатов на внеочередную сессию, то президентские выборы могут быть назначены практически на любую дату.

 

Эта Палата показывать норов не станет

А что с парламентскими выборами? Уже был прецедент, когда президент на год сократил полномочия местных советов, назначив выборы досрочно — также разводили по времени электоральные кампании. Не очень понятно, могут ли так поступить с депутатами Палаты представителей.

В Конституции дан закрытый перечень для досрочного прекращения полномочий Палаты представителей: «Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии правительству, выражении вотума недоверия правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение премьер-министра. Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного суда в случае систематического или грубого нарушения палатами парламента Конституции».

Маловероятно, чтобы Конституционный суд дал заключение, необходимое для роспуска Палаты представителей, так как по собственной инициативе депутаты практически не принимают нормативных актов, а все, что принимаются, проходят долгую процедуру согласования, когда среди прочих инстанций свою позицию высказывает и Конституционный суд.

Соответственно, поводом для роспуска Палаты представителей, скорее, могло бы стать пробуждение в этом законодательном органе политических амбиций, его резкое противостояние с правительством. Но при нынешней аполитичности и подчеркнутой лояльности депутатов такой поворот сюжета выглядит фантастикой.

Поэтому можно предположить, что досрочные парламентские выборы, если наверху на них решатся, не будут называться досрочными, президент их назначит без роспуска Палаты представителей.

В этом случае электоральная кампания может состояться под занавес 2019 года, а теоретически возможный второй тур выборов — в начале 2020 года.

 

«Перестаньте слушать ахинею»

В Беларуси власти не особо мучаются формальными юридическими коллизиями. Например, Александр Лукашенко указом ликвидировал Высший хозяйственный суд, а Конституцию, в которой этот орган упоминается, до сих пор не поправили.

Председатель Центризбиркома Лидия Ермошина в апреле нынешнего года уже заявила журналистам, что распускать парламент при переносе сроков выборов не потребуется.

«Перестаньте слушать ахинею, которую вбивают некоторые наши эксперты! Это абсолютно не досрочные выборы и не роспуск парламента — это изменение сроков проведения кампании. Процедура роспуска парламента — совершенно отдельная», — сказала глава Центризбиркома.

При этом Ермошина пока не поясняет, как именно власти намерены развести по времени президентские и парламентские выборы.

В общем-то, ей политически нецелесообразно загодя высказываться на этот счет. При этом не исключено, что на самом высоком уровне пока просто не дошли руки до предметного рассмотрения этого вопроса. Нечто подобное в начале 2017 года случилось с подготовкой поправок в Избирательный кодекс: Центризбирком свою часть дела сделал, подготовил в рамках межведомственной экспертной группы документ для президента, но глава государства так до сих пор не назначил совещание для рассмотрения этого проекта.

Представляется, что для главы государства решение вопроса о назначении досрочных парламентских выборов не является первостепенно значимым. Главное, чтобы они не мешали проведению главной электоральной кампании — президентских выборов. Поэтому решение о назначении второстепенной кампании может быть принято внезапно, без явной подготовки. После этого будет работать бюрократическая логика, и парламентские выборы даже станут главной электоральной кампанией года.

 

Трамплин для оппозиции

Поскольку законодательный орган является в Беларуси «спящим институтом», для властей особых выгод от проведения досрочных парламентских выборов нет. Ну, кроме избавления от лишнего напряжения при их совпадении по времени с президентскими выборами.

В оппозиционных кругах между тем крепнет убеждение, что сначала будут парламентские, а потом президентские выборы. Почему оппоненты режима так решили, никто внятно не объясняет.

Для оппозиции парламентская кампания потенциально полезна как трамплин к президентским выборам — появляется повод мобилизовать сторонников и возможность продвигать свою повестку дня с помощью доступных официальных механизмов предвыборной агитации.

Парламентские выборы в белорусской мажоритарной системе в отличие от президентских не централизованы и фактически представляют собой 110 отдельных кампаний в 110 округах. Каждая отдельная кампания может автономно собирать людские и финансовые ресурсы, что особенно важно в нынешней ситуации безденежья оппозиции.

Кроме того, после того как на прошлых парламентских выборах депутатские мандаты получили Анна Канопацкая и Елена Анисим, оппозиционным и общественным деятелям проще найти мотивацию для участия в кампании и организации группы поддержки. Это принципиально отличает ситуацию от президентских выборов, так как там историй успеха у альтернативных кандидатов нет.

В 2020-2021 годах у белорусского руководства будет болеть голова в связи с уплатой долгов по зарубежным кредитам, вполне ожидаем реэкспорт из России проблем, вызванных экономическими санкциями. Для правящего режима имеет смысл пережить электоральные хлопоты до того, как придется отвечать на эти серьезные экономические вызовы.