Поссорят ли Лукашенко с Европой «дело боевиков» и «дело о повешенном городовом»?

Белорусский режим хочет подморозить страну, но при этом не потерять западный вектор.

Белорусские правозащитники признали политзаключенным Вячеслава Косинерова, которому светит срок за дерзкий перформанс — набрасывание петли на статую. Фишка в том, что это за статуя. Речь идет о памятнике, установленном недавно в Минске возле здания МВД в честь столетия белорусской милиции.

Тем временем, по неофициальным данным, уже 18 человекам предъявлено обвинение в подготовке к массовым беспорядкам. Это дело, заведенное белорусским КГБ, в независимой прессе назвали «делом патриотов» (среди фигурантов — бывшие члены спортивно-патриотической организации «Белый легион»).

Если эти люди получат сроки, то, вполне вероятно, тоже попадут в разряд политзаключенных.

 

Страсти по городовому с собачкой

Заметим, что, установив в начале марта более чем спорный памятник, белорусский МВД нажил проблему на свою голову.

Это произведение искусства само по себе вызвало язвительные комментарии в независимых СМИ и социальных сетях. Ведь в честь юбилея отечественной милиции увековечили… царского городового, который прочно утвердился в классической литературе как символ произвола, угнетения. Наконец, если брать сугубо фактологию, то сто лет назад, после российской февральской революции, с царской полицией как раз-таки жестоко расправлялись. Какая тут, к черту, преемственность и связь времен?

Кроме всего прочего, скульптурная композиция, в которую включена бронзовая собачка, вызывает юмористические ассоциации с сюжетом известного каждому школьнику чеховского рассказа «Хамелеон». Будь у идеи памятника широкое общественное обсуждение, ее бы, наверное, забраковали в принципе. Но у нас советоваться с общественностью как-то не очень принято.

Теперь милиция бдительно следит, чтобы никто не оскорбил статую. Хотя стоит подумать, а не оскорбляет ли этот образ с имперским духом приверженцев белорусской независимости.

Во всяком случае, действия Косинерова, по мнению правозащитников, «явно не подпадают под состав уголовного хулиганства, не несут общественной угрозы, которая является необходимым признаком преступления».

Преследование активиста, считают они, «обусловлено его активностью в анархистском движении, а также местью органов милиции», а потому «имеет политически мотивированный характер».

 

Белые нитки «дела патриотов»

Но если покушение на царского городового вызывает иронию, имеет трагикомический оттенок, то «дело патриотов» — гораздо масштабнее и серьезнее во всех смыслах.

В среде критиков режима господствует мнение, что дело шито белыми нитками и продиктовано потребностью властей оправдать волну репрессий, апофеозом которых стал разгон Дня Воли в Минске 25 марта.

Во всяком случае, государственная пропаганда попыталась, прежде всего через телевизор, преподнести красочную картинку с россыпью изъятого при обысках оружия. Но знатоки отметили, что оно в основном пневматическое или охотничье, патроны и гранаты — учебные. В соцсетях высказываются подозрения, что какие-то цацки обвиняемым могли подбросить.

Впрочем, на часть обывателей страшилка, возможно, подействовала. Однако для официального Минска, пожалуй, важнее убедить Запад, что здесь не душат право народа на мирный протест, а борются с угрозой терроризма.

Ведь если не убедить, то отношения с Евросоюзом и США могут снова ухудшиться. В контексте мартовского хапуна некоторые оппозиционеры уже стали призывать к возврату западных санкций. Европейские политики дали понять, что готовы использовать этот кнут, если в Беларуси снова появятся политзаключенные.

В частности, сегодняшняя резолюция Европарламента гласит, что если Минск не прислушается к увещеваниям, то «ЕС может применить новые ограничительные меры в отношении высокопоставленных должностных лиц, ответственных за недавние репрессии».

 

Власти у красной черты

Иными словами, белорусские власти оказались у красной черты. С одной стороны, противников режима, на которых силовики заводят дела, просто так отпускать не принято (наши органы-де зря не берут). Да и устрашающий эффект важен, чтобы окончательно погасить волну «дармоедских» протестов, которая прокатилась по стране в феврале — марте.

С другой стороны, недавнее замирение Александра Лукашенко с Владимиром Путиным на переговорах в Петербурге — шаткое и не сулит больших преференций. Остается потребность в западных деньгах. А значит, режиму не с руки портить отношения с Брюсселем и Вашингтоном.

Как же поведут себя белорусские власти?

Ну, во-первых, они убедились, что штрафы и краткосрочные административные аресты не отвращают Европу от продолжения диалога.

«Лукашенко рассчитывает, что поскольку на Западе принято решение нормализовать отношения с Беларусью по геополитическим соображениям, там закроют глаза на репрессии», — отметил в комментарии для Naviny.by эксперт минского аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич.

Да, Европа (свежий пример — сегодняшняя резолюция Европарламента) слегка попеняла режиму за мартовские шалости с полицейской дубинкой. Но, заметьте, никто из эмиссаров демократических цитаделей Старого Света не отменил запланированный визит в «логово диктатуры» в связи с массовыми арестами. На днях вот в Минске прошел третий раунд переговоров координационной группы ЕС — Беларусь, на июль намечено проведение в белорусской столице сессии ПА ОБСЕ и т.д.

Во-вторых, власти, по мнению Карбалевича, постараются, чтобы международные правозащитные организации и европейские институты не признали фигурантов новых громких уголовных дел политзаключенными. Не случайно в «деле патриотов» так назойливо выпячивается оружие, подготовка к насильственным действиям.

 

Разные списки политзаключенных

Здесь стоит подчеркнуть: пока Косинерова признали политическим заключенным только здешние структуры — «Вясна», Белорусский Хельсинкский комитет, Белорусская ассоциация журналистов и другие. Не факт, что их мнение на этот счет разделит, например, Amnesty International.

И потом, решения о политике по отношению к режиму, о санкциях в конце концов, принимают ведь не правозащитники. А у Брюсселя в период охлаждения отношений с Минском после разгрома Площади-2010 был собственный список здешних политзаключенных. И, что показательно, более короткий, чем у белорусских правозащитников.

В частности, Евросоюз тогда не учитывал нескольких человек, проходивших по «бобруйскому делу», отметил в комментарии для Naviny.by юрист ликвидированного властями правозащитного центра «Вясна» Валентин Стефанович.

Здесь стоит пояснить, что «бобруйское дело» было связано с попыткой анархистов в 2010 году поджечь коктейлями Молотова здание КГБ. К слову, Косинеров — из анархистов, и у него уже есть история сложных отношений с «органами» (арестовывался, но отделался штрафом по «делу граффитистов», среди эпизодов которого фигурировала порча билбордов с изображением сотрудников милиции).

Стефанович также пояснил, что Amnesty International занималась только белорусскими узниками совести (то есть, упрощенно говоря, людьми, арестованными лишь за взгляды, не применявшими насилия).

«Мы же руководствуемся своими критериями, они на нашем сайте висят», — подчеркнул собеседник. Решение по поводу Косинерова — «это совместная позиция белорусского правозащитного сектора». А у ЕС, по словам Стефановича, могут быть и свои соображения, в том числе субъективные.

 

Режим будет вынужден лавировать

Короче говоря, вовсе не факт, что Евросоюз автоматически станет признавать политзаключенными всех, кого отнесут к этой категории белорусские правозащитники. И в этом плане у официального Минска есть некое поле для маневра.

По прогнозу Карбалевича, в отношении фигурантов новых дел с политическим подтекстом власти могут применить «гибридный вариант» — дать условные сроки или «химию» (то есть приговорить к ограничению, а не лишению свободы). Вдобавок по ходу сюжета этих дел белорусское руководство будет «смотреть на реакцию Европы», предполагает политолог.

По его словам, было бы неверно думать, что белорусский руководитель, помирившись с Путиным, решил махнуть рукой на Запад. Предполагаемых дивидендов от России слишком мало, чтобы решить экономические проблемы (к тому же нужно срочно выплатить 726 млн долларов задолженности за газ).

При этом похоже, что «вопрос о кредите МВФ вышел на финальную стадию». И если какие-то западные игроки поставят вопрос в плоскости «или кредит МВФ, или «дело боевиков», то властям придется решать непростую задачку, отметил Карбалевич.

Итак, хотя ухудшение внутриполитической атмосферы налицо, режим остается в тисках условий, которые вынуждают лавировать.

Поэтому Лукашенко, вероятно, попробует сочетать дозированные репрессии (а сейчас, когда уличные протесты поутихли, перегибать вроде нет нужды) с некими играми на внутреннем и международном поле. Эти игры не меняют природы режима, но создают для его противников окошко возможностей.

  


  • cocks-r-forever
    Белорусский режим хочет подморозить страну, но при этом не потерять западный вектор. === я прекрасно помню, как хозмыло было по талонам на беларуси в 1990-ом при шушкевиче и горбачёве, the darlings of the west... так просто, как цяперь, носки постирать - была целая проблема... факт: роспуск ссср продлил агонию запада... цяперь, когда деньги закончились, запад прибегает к другим полит-шлюшкам типа класковского, алеся липая... не верьте, что они видят дальше своих грантов... ОНИ ПОЛИТБЛЯДИ!
  • Danis Dushelub
    факт: роспуск ссср продлил агонию запада... цяперь, когда деньги закончились, запад прибегает к другим полит-шлюшкам типа класковского, алеся липая... === ===к.ц. Парниша, поедем в таксо? - Вы меня ещё убедите, что я ставленник Запада, а не радиоинженер добитого за 23 года белорусского завода, получающий з\п в бел. рублях у вполне отечественной бухгалтерии... :) Не выдавайте так уж сходу тексты своих методичек... :)
  • Danis Dushelub
    факт: роспуск ссср продлил агонию запада... цяперь, когда деньги закончились, запад прибегает к другим полит-шлюшкам типа класковского, алеся липая... === ===к.ц. Парниша, поедем в таксо? - Вы меня ещё убедите, что я ставленник Запада, а не радиоинженер добитого за 23 года белорусского завода, получающий з\п в бел. рублях у вполне отечественной бухгалтерии... :) Не выдавайте так уж сходу тексты своих методичек... :)
  • Ничё не понял, если честно... 1. "Белорусские правозащитники признали..." - ну так и мы с мужиками из инструментального цеха постановили. И чё? 2. Памятник вызывает и такое недоумение: что за столетие белорусской милиции в составе Российской империи? Какая территория там носила такое название? Из этой же серии: 300 лет белорусским сапёрным войскам. 3. "Дело боевиков-патриотов" - Дашкевич нервно курит в сторонке: пока он показательно с воплями за свободу роет окопы для фотосессии, кто-то уже молча реальным делом занялся. Странно, что толкиенистов не похватали - у них оружия тоже достаточно. 4. "возврат западных санкций" - наши оппы упорно играют только на западном поле. Где с ними контактируют деятели с трудно выговариваемыми должностями при сложносочинённых бюро при... при... Что кагбэ намекает на значимость Беларуси и её оппо-активистов.