Алкогольное лобби Беларуси. Невидимое и непобедимое

МВД считает целесообразным ограничить продажу алкогольных напитков с 22:00 до 9:00.

Министерство внутренних дел Беларуси готовит законопроект о запрете продажи алкоголя в ночное время и на АЗС. Очевидно, что далеко не у всех ведомств инициатива МВД найдет понимание. Ведь в стране есть мощное алкогольное лобби, в причастности к которому публично не признается ни одно ведомство.

 

Кто в антиалкогольном лобби?

Как сообщил Naviny.by начальник управления информации и общественных связей — пресс-секретарь МВД Беларуси Константин Шалькевич, проект закона должен быть разработан и согласован с заинтересованными ведомствами до 1 ноября текущего года.

МВД считает целесообразным ограничить продажу алкогольных напитков с 22:00 до 9:00.

«Пора решить вопрос об ограничении времени реализации алкогольной продукции. Потому как есть и круглосуточные магазины, и магазины, работающие до часа ночи. Преступления совершаются в более позднее время. Людям не хватает спиртного, и они идут в ночной магазин, а потом их тянет на приключения», — отмечал ранее начальник управления профилактики главного управления охраны правопорядка и профилактики МВД Олег Каразей.

По его мнению, «было бы правильно решить вопрос о реализации алкогольной продукции в специализированных магазинах или хотя бы специальных отделах, чтобы спиртные напитки не стояли в одном ряду с товарами первой необходимости».

Традиционно в антиалкогольное лобби помимо МВД входит и Министерство здравоохранения.

Позиция Минздрава заключается в том, что борьба с алкоголизацией должна проводиться комплексно, включая ограничительные меры, введение которых находится в компетенции местных властей.

По словам первого заместителя министра здравоохранения Дмитрия Пиневича, Минздрав будет продвигать идею введения ограничений по времени и местам продажи алкоголя, в частности, выноса алкогольной продукции из общих залов в специализированные отделы.

«Немаловажный фактор — безопасность и качество алкоголя, а также сохранение высоких акцизов на алкогольную продукцию. Это является частью ограничительных мер по борьбе с оборотом табака и алкоголя в любой стране, в Беларуси процесс будет проходить пошагово», — сказал Пиневич.

При этом замминистра заметил, что «мы ошибаемся, если думаем, что, ограничив время продажи алкоголя, сразу получим уровень потребления, например, три литра на душу населения в год».

 

Какова позиция МАРТа?

Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) имеет свою позицию, которая, исходя из круга полномочий организации, ожидаема и понятна.

Борьба с алкоголизацией не может вестись только запретительными мерами, заявил на пресс-конференции в Минске 4 октября начальник управления контроля потребительского рынка — торговой инспекции Министерства антимонопольного регулирования и торговли Валерьян Беспалый.

«Только запретительными мерами мы никогда не наведем порядок, не привьем культуру пития. Необходимо государственным органам, СМИ убеждать граждан, что водка — импортная или белорусская — это вредно», — сказал Беспалый.

По его мнению, процесс повышения цен на алкоголь неизбежен, «государство будет продолжать принимать аналогичные меры». «Опыт других стран подсказывает, что стоимость этого товара действительно серьезно влияет на уровень потребления», — отметил Беспалый.

Демографы также придерживаются мнения, что создание условий для девальвации доходов от производства алкоголя, то есть уменьшение экономического интереса к производству алкогольных напитков путем повышения ставок акцизов является очень действенной мерой.

Между тем правительство повышать ставки акцизов пока не планирует. На будущий год они, как ожидается, сохранятся на уровне 2016 года.

Отвечая на вопрос Naviny.by относительно позиции МАРТ об ограничении продажи алкоголя в вечернее время и определения отдельных мест продажи, Беспалый сказал, что эти вопросы прорабатываются.

Однако выделение для торговли алкоголем отдельных секций «требует определенных затрат со стороны субъектов хозяйствования, в частности, необходимо переоборудовать помещения».

А ограничение времени продажи алкоголя «отрицательно влияет на результаты хозяйственной деятельности объектов торговли».

«Кроме того, это палка о двух концах — ограничения порождают нелегальную торговлю. Еще в советское время мы это проходили, эти ограничения, на мой взгляд, ничего не дают», — сказал представитель МАРТ.

Отметим, что это не совсем так. При всех недостатках антиалкогольная кампания второй половины 80-х прошлого века показала, что при снижении доступности алкоголя снижается и количество самоубийств. В Беларуси с 1985 по 1988 год показатель суицидов снизился с 23 до 18,5 случая на 100 тыс. населения.

 

Алкоголь — самая беспроблемная продукция

Достижение Беларуси — в торговой сети нет контрафактного алкоголя. По словам Валерьяна Беспалого, за три года, в течение которых работает торговая инспекция, фактов продажи левого алкоголя в розничной сети выявлено не было.

Алкогольная продукция «является самой беспроблемной, по ней в розничной сети нарушений меньше всего», добавил начальник отдела государственного надзора и контроля Государственного комитета по стандартизации Игорь Буссель.

«Сказываются усилия государства, в том числе процедура лицензирования, необходимость соблюдения дополнительных условий для производства и реализации алкогольной продукции», — отметил эксперт.

При этом Буссель рассказал, что в розничной сети Витебской области были факты торговли спиртосодержащей продукцией в пластиковой таре под видом косметических лосьонов:

«Как косметическая продукция эти лосьоны могли продаваться, например, в киосках «Белсоюзпечати». Эту продукцию мог купить даже школьник. По поводу этой проблемы мы обращались в МВД. Этот товар исчез с прилавков».

Отметим, что в Беларуси, по данным Минздрава, в течение последних лет лидирующими среди внешних причин смерти являлись случайные отравления алкоголем. Около 5% всех смертей в трудоспособном возрасте обусловлено именно алкогольными отравлениями. Медики указывают, что чаще всего отравления происходят в результате употребления слишком большой дозы алкоголя, а не суррогатного напитка.

 

«Беспроблемная алкогольная продукция» в Беларуси дешева и доступна

В Беларуси алкоголь доступен, дешев и разнообразен как по содержанию, так и по форме, а маркетологи изобретательны и угрызениями совести явно не страдают.

Например, на прилавки вернулись стограммовые стаканы водки. Теперь возможность выпить есть и у тех, у кого не хватает на бутылку. Во многих магазинах практикуется выкладка спиртного в таре небольшого объема возле касс, а в крупных магазинах стеллажи с алкогольными напитками так расставлены по всей торговой площади, что пройти мимо невозможно.

А производители пива и вовсе нашли лазейку в законодательстве, запрещающем наружную рекламу этого напитка. Теперь они рекламируют не конкретные сорта, а бренды, хотя по факту все равно получается реклама пива.

Доступность алкоголя в первую очередь негативно влияет на молодежь, и процесс алкоголизации нации таким образом лишь усугубляется.

В Беларуси на один магазин, где можно купить алкоголь, приходится около 600 человек. В странах Скандинавии, где еще с XIX века ведут планомерную антиалкогольную политику, одна точка с алкоголем приходится на 20 тысяч человек в Швеции и 30 тысяч — в Норвегии.

При этом доказано, что доходы от продажи алкоголя в разы меньше, чем средства, затрачиваемые на преодоление последствий его злоупотребления. По данным исследования, проведенного в РНПЦ психического здоровья, доходы от реализации алкоголя составляют около 1% ВВП, а комплексные траты на преодоление последствий пьянства и алкоголизма — более 7%.

Однако государство предпочитает этот факт не замечать.


  • При всех недостатках антиалкогольная кампания второй половины 80-х прошлого века показала, что при снижении доступности алкоголя снижается и количество самоубийств. В Беларуси с 1985 по 1988 год показатель суицидов снизился с 23 до 18,5 случая на 100 тыс. населения. === === Какой-то внутренний интуитивный подсознательный индикатор мне подсказывает, что такой довод некорректен. Абстрактный среднестатистический человек той поры и среднестатистический сегодняшний -- это абсолютно разные миры.
  • "доходы от реализации алкоголя составляют около 1% ВВП" От реализации - может быть, а вот доходы от лицензирования/акциз - несравнимо больше. Что касается лобби. Алкогольное лобби успешно действует во всем мире. Это ОФИГИТЕЛЬНО прибыльный бизнес, фактически (как и табачка) - легальная торговля сильнодействующими наркотиками. Поэтому и сражаться с алкомагнатами тяжело - у кого деньги, тот и музыку заказывает. При этом не секрет, что именно люди, зарабатывающие на алкоголе, являются самыми ярыми противниками ДРУГИХ наркотиков. Многих молодых людей (и некоторых ученых фармакологов, психиатров, etc) удивляет: как так получается, что каннабиоиды не только менее вредны, но, в некоторых случаях оказывают явное терапевтическое действие, МДМА помогает лечить постстрессовые состояния, а страшный ЛСД и вовсе при абсолютном отсутствии токсичности для организма является единственным средством, успешно излечивающим шизофрению, но при этом они запрещены, а алкоголь, который наносит непоправимый ущерб организму во время употребления и является причиной огромного количества преступлений, вполне легален? Ответ - в первых двух словах названия статьи. Запрет же ничего не даст. История многократно это доказывала. Пример позднего СССР показывает, что народ просто перейдет с более-менее чистой водки на лютейший яд типа "Спирт рояль" и сивуху местного производства. В США же начала века именно "сухой закон" стал платформой для развития и становления мафии. Решение простое: вместо просмотра алкотреша типа "Горько" и позиционирования употребления алкоголя как "национальной традиции", необходимо везде и всюду говорить, что АЛКОГОЛЬ - ТЯЖЕЛЫЙ НАРКОТИК, по уровню наносимого вреда организму стоящий на одной полке с ГЕРОИНОМ, что любое употребление алкоголя в любых дозах наносит НЕПОПРАВИМЫЙ ВРЕД ЗДОРОВЬЮ, что алкоголь вызывает ЗАВИСИМОСТЬ. Тогда, возможно, в течение нескольких поколений возможно хотя бы уменьшить долю его потребления.
  • А, ну и еще один момент. Ни у молодежи, ни у людей среднего/старшего возраста нет возможности с толком проводить свое свободное время. То есть возможность-то есть, но она стоит немалых денег и не воспевается в массовом сознании. А набухаться - это дешево, и в каждом втором фильме/книге/песне "бухать" позиционируется как нечто крутое, естественное и веселое. Вспомните свой первый глоток водки! Буээ? А зачем тогда пили? А потому что перед глазами стояли авторитетные для вас люди (отец/друг/дядя) и любимые герои фильмов (крутые мужики), глушащие водку стаканами (в наши дни, естественно, пафосные менеджеры/звезды, упарывающиеся вискарем и коксом). Вот где корень зла. Да простят меня совконенависники, но это единственное на моей памяти государство мира, в котором алкоголь в кино подавался как нечто несомненно плохое, это Советский Союз. И смысл в этом был несомненный, просто обстоятельства тяжелой жизни, вызванной несколькими войнами, наложили свой отпечаток.
  • Димасик, вспомнил "Москва слезам не верит", где талантливо бухал "Жора, он же Гога, он же... " Блин, не помню всего ряда кличек. И помню киноряд из параллельного кино, где виски со льдом талантливо пил агент 007, красоток не обходя вниманием. А самое смешное, что оба персонажа мне дороги. Каждый на свой манер. И в сумме это даёт космополитизм, который злом не является, пока авторитарные персоны не разгонят своих подданных по казармам. У "Наутилуса Помпилиуса" есть "Мир цвета хаки". И винил у меня где-то валяется. 1989-й год. 27 лет примерно минуло. Лермонтов в свои 27 лет пал от пули Мартынова. Да, занятно, что мы по-прежнему те же придурки. Даже гордиться начинаешь преемственностью поколений.
  • Димасик, предлагаю творческий мотив в нашем пребывании здесь: мы накостыляем России, уляжемся спать, а потом бодро проснёмся и будем постигать, что мы России такого необычного сделали. ))
  • Почти треть бюджета формируется за счет алкогольных акцизов. Предлагаю доблестным работникам МВД начать с самих себя. В патриотическом порыве самим себе уменьшить на треть содержание и на сумму образовавшегося профицита в бюджете снизить к-во производимого спиртного, а то "пьяные" деньги что-то им на карман не давят. Да и вообще можно позакрывать везде ночную торговлю, только что последует за этим? Да то, что было в горбачевские времена - цыганский табор опять коням золотые зубы поставит.
  • Ну, Гога (он же Гоша, он же Юра, он же Жора) пил там "...только в свободное от работы время, под хорошую закуску и подальше от людей". Так что и там тема алкоголизма была, скорее, инструментом раскрытия образа, но не лейтмотивом. А Джеймс пил мартини с водкой. Взболтанный, не смешанный. Наутилусы - певцы перестройки. И пьющий народ - выгодное дело. Не бухтит, хлеба и зрелищ не требует, деньги несет исправно... Мечта! В одном был неправ Маркс. Коммунизм, как строй общества, конечно, должен сменить капитализм, если люди хотят выжить, но... хотят ли люди выжить? И думать? И что-то делать? И что--то менять?
  • России мы накостыляем только во влажных змагарских мечтах. Будет, как в конце 90х: та же Роисся смело хрюкала на НАТО в Югославии, не забывая при этом просить кредиты на ведение боевых действий у стран этого блока. Парадокс? Нет, ментальность *грустная улыбка.жпг*
  • не привьем культуру пития. - самое ПРЕСТУПНОЕ заявление с высокого поста!