Посчитать до копейки. Как оценят белорусы единую систему расчета и оплаты ЖКУ

Новая система минимизирует количество ошибок и гарантирует прозрачность начисления платы за услуги

Переход на единую систему оплаты, единый алгоритм начислений и учета коммунальных услуг гарантирует прозрачность их начисления. Об этом заявил 23 ноября на пресс-конференции в Минске первый заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Олег Поскробко.

Фото metr.by

Речь идет о внедрении в Беларуси единой информационной системы расчетов за оказанные населению жилищно-коммунальные и другие услуги. Разработан программный продукт по начислению платы за такого рода услуги, который позволил наладить информационный обмен между ведомственными системами и создать на региональном уровне единое информационное пространство. Система предоставляет возможности по начислению оплаты и приему платежей за оказанные услуги для всех субъектов хозяйствования.

Поскробко отметил, что переход на единую систему «потребовал много сил и энергии». «Это требование времени — унифицировать и сделать систему понятной, прозрачной, где бы не было свободного трактования законодательства. Часто на местах его трактуют в свою пользу», — отметил первый замминистра.

Он пояснил, что ранее для начисления ЖКУ пользовались 30-40 программными продуктами, что вызывало разночтения в начислении платы за оказанные услуги и, как следствие, «вал обращений граждан».

«Мы увидели, когда формировали единый алгоритм АИС «Расчет-ЖКУ», что разработчики программного продукта тоже по-своему читали законодательство. Поэтому, создав единое расчетное информационное пространство (ЕРИП), мы минимизировали количество ошибок, неверных толкований действующего порядка учета и начислений», — подчеркнул Поскробко.

Он привел примеры, когда в счетах-извещениях выставлялись определенные суммы за неутвержденные услуги, дополнительные взносы, налоги, убытки. «Они заставляют платить человека помимо того, что на него возлагает государство. Я за самоуправление, но не за самоуправство. По каждой услуге есть четкая инструкция и порядок формирования себестоимости», — сказал первый заместитель главы ведомства.

Он подчеркнул, что в первую очередь эти проблемы касаются товариществ собственников, ЖСПК и частных организаций, оказывающих им услуги.

«Поэтому механизм, единый порядок пошел и пойдет в будущем на пользу потребителям, обеспечит и прозрачность, и единый порядок при учете и начислении ЖКУ», — уверен Поскробко.

Он также сообщил, что находящийся на самообслуживании жилищный фонд планируется подключить к АИС «Расчет-ЖКУ» до конца года. «Тогда можно будет иметь полную картину по количеству домохозяйств, по их составу. Мы будем понимать, какие домохозяйства нуждаются в поддержке», —  отметил Поскробко.

На вопрос о том, когда система заработает без сбоев и ошибок, он ответил: «Отдельные программные продукты совершенствуются в течение двух-трех лет. Постоянно изучались уровни администрирования, усовершенствовалась защита, формировались справочники. АИС «Расчет-ЖКУ» — не исключение. Система расчета и начисления ЖКУ — непростая, это не единый алгоритм «два умножить на два и получить четыре». Надо учитывать, что есть тарифы субсидируемые и экономически обоснованные. Эта система должна еще и учитывать периоды проживания потребителей. Алгоритмы счета очень сложные. Надо же считать до копейки, чтобы у человека к системе не было претензий. Все это требует времени для наладки системы».

По словам заместителя председателя правления ОАО «Небанковская кредитно-финансовая организация «ЕРИП» Сергея Бенедиса, большинство организаций вошло в АИС «Расчет-ЖКУ» в последние два месяца, поэтому возникли «издержки переходного периода». «Надеемся, что уже к следующему расчетному периоду максимально уйдем от этих издержек. Для нас самое главное — чтобы гражданин потом не ощутил изменения в худшую сторону».

Как сообщалось, из-за введения единой системы потребители получили счет-извещения позже обычного, также недоступны сервисы портала Комплат.бай.

 

 


  • Все это требует времени для наладки системы. ------------------------------------------------------------------- Красиво говорит. В прошлом месяце - 2 часа на почте в ожидании "чуда" в виде загрузки программы. Сегодня уже прогресс - всего лишь 1,5 часа. Не считая очереди. Но говорит неплохо.