Виктор Хомич. ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ. Не король есть закон, а закон есть король

Виктор ХОМИЧ

Виктор ХОМИЧ

Кандидат биологических наук, радиобиолог. После аварии на ЧАЭС работал директором Гомельской областной проектно-изыскательской станции химизации сельского хозяйства, составлял первые карты загрязнения почв Гомельской области стронцием-90 и цезием-137. Был депутатом Гомельского областного Совета 22-го созыва. В Верховном Совете 13-го созыва возглавлял постоянную комиссию по проблемам Чернобыльской катастрофы. В 2001-2014 гг. — доцент кафедры экономики и финансов Международного университета «МИТСО».

15 марта1994 года в Беларуси была принята первая Конституция независимого государства, которая открыла возможности для построения правового, демократического государства. Она закрепила основные права и свободы граждан и гарантии их реализации.

По этой Конституции, принятой Верховным Советом РБ 12-го созыва, в стране был введен институт президенства, и в том же году 10 июля на свободных, честных выборах был избран первый президент страны — А.Г. Лукашенко.

После избрания он заявил, что у него по этой Конституции «царские полномочия». Однако уже через два года ему этих «царских полномочий» стало не хватать. Почему? А потому, что по Конституции 1994 г. (ст. 6) «государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную».

Это значит, что президент не мог принимать законы, а только парламент — Верховный Совет. Президент не мог судить, как ему хотелось, так как суды подчинялись закону. Это значит, что у него не было всей полноты власти в стране, чтобы управлять только самому, как ему хочется, не оглядываясь на закон.

Именно поэтому 24 ноября 1996 года был проведен референдум и была принята практически новая Конституция страны, которая передала ему всю полноту власти в стране. По этой Конституции президент (ст.84):

  • назначает республиканские референдумы;
  • назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;
  • распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;
  • назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
  • образует, упраздняет и реорганизует Администрацию президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при президенте;
  • с согласия Палаты представителей назначает на должность премьер-министра;
  • определяет структуру правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей премьер-министра, министров и других членов правительства, принимает решение об отставке правительства или его членов;
  • с согласия Совета Республики назначает на должность председателя Конституционного суда, председателя Верховного суда, председателя Высшего хозяйственного суда из числа судей этих судов;
  • с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного суда, судей Высшего хозяйственного суда, председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, генерального прокурора, председателя и членов правления Национального банка;
  • назначает шесть судей Конституционного суда, иных судей Республики Беларусь;
  • подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;

Эта Конституция практически закрепила неограниченную власть президента и его огромную благодарность авторам этой Конституции — Григорию Василевичу и Александру Абрамовичу, докторам юридических наук, профессорам права, а также их помощникам, которые очевидно учли все пожелания президента.

Правда, один пункт ст. 81 они оставили неизменным, а именно — один и тот же человек не мог занимать должность президента более двух сроков. Но Лукашенко это легко поправил, и 17 октября 2004 года он провел еще один конституционный референдум, где были убраны ограничения по срокам избрания президента, и сейчас он может избираться неограниченное количество раз.

Однако наши граждане в своем большинстве практически не открывали даже эту Конституцию, и многие до сих пор верят, что у нас есть независимый парламент, и он принимает законы в стране. Давайте вместе откроем Конституцию 1996 года и выясним, как формируется у нас парламент — Национальное собрание — и какие у него полномочия.

Статья 90. Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики.

Статья 91. Состав Палаты представителей — 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Как все происходит на практике, уже почти все знают. Ведь председателя ЦИК РБ (Л.М. Ермошину) и Центральную избирательную комиссию назначает по Конституции-1996 только президент.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов, местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются президентом Республики Беларусь.

Здесь было введено косвенное избирательное право, и народ практически был отстранен от выборов Совета Республики. Это значит, что практически парламент РБ формируется властью, но функции его также были урезаны до нуля.

Здесь надо ответить на главный вопрос, может ли наш парламент принимать законы, и здесь ответ очевиден — самостоятельно НЕТ. Судите сами, какие у него реальные полномочия.

Статья 97. Палата представителей:

  1. рассматривает по предложению президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;
  2. рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь;

3.  назначает выборы президента;

4.      дает согласие президенту на назначение премьер-министра;

Статья 98. Совет Республики:

  1. одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов;
  2. дает согласие на назначение президентом председателя Конституционного суда, председателя и судей Верховного суда, председателя и судей Высшего хозяйственного суда, председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, генерального прокурора, председателя и членов правления Национального банка;
  3. избирает шесть судей Конституционного суда;
  4. избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. 
    Практически президент с помощью Палаты представителей и Совета Республики по Конституции-1996 назначает ЦИК, судей, Верховный суд, генерального прокурора, Конституционный суд, правительство и другие госструктуры.
    А далее, как у нас теперь принимаются законы. На этот вопрос также дает ответ Конституция 1996 года. 

Статья 99. Право законодательной инициативы принадлежит президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей. 

Я уже писал о том, что из пяти субъектов права только один субъект — это президент — имеет реальное право законодательной инициативы. Практика двадцати лет показала, что только президент имеет это право. Но самое главное — во втором абзаце ст. 99, который говорит, что Палата представителей не имеет права самостоятельно принимать законы, ибо все законы требуют финансирования, подчеркиваю, любая статья закона требует или увеличения, или уменьшения расходов, чтобы эффективно работал закон.

Это значит, фактически любой закон может вносить только президент — это норма Конституции 1996 года. Значит, Палата представителей фактически не влияет на принятие законов. А дальше в третьем абзаце ст. 99 ПП и Совету Республики не позволено принимать законы самостоятельно, если закон объявляется срочным.

«Президент, либо по его поручению правительство имеют право вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Палата представителей и Совет Республики в этом случае должны рассмотреть данный проект в течение десяти дней со дня внесения на их рассмотрение».

И здесь четвертый абзац ст. 99 ставит жирный крест на возможности Национального собрания принимать законы вообще:

«По требованию президента либо, с его согласия, правительства Палата представителей, Совет Республики на своих заседаниях принимают решения, голосуя в целом за весь внесенный президентом или правительством проект или его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты президентом либо правительством».

Итак, мы приехали к тому, что данная Конституция не позволяет Национальному собранию самостоятельно принимать законы в стране.

Вот почему у нас рождаются декреты, написанные в нарушение Основного закона, не говоря уже о законах, ибо сам Основной закон принят на референдуме 1996 не в интересах народа и государства, а в интересах власти, а точнее — в интересах президента страны.

Поэтому, только вернув народу Конституцию 1994 года, по которой мы выбирали первого президента, мы вернем себе право выбирать, говорить свободно и спорить, мы вернем себе конституционные права граждан, и мы вернем страну в правовое поле, и только тогда мы сможем поднять экономику страны и уровень жизни наших граждан.

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

 


  • Апрель. 2000 г. «Товарищ» газета коммунистов калякинцев «ОСТАНОВИМ РАЗРУШИТЕЛЕЙ КОЛЛЕКТИВНЫХ ХОЗЯЙСТВ! «Как уже сообщалась, исполнительная, власть Республики Беларусь приступила к практической реализации статьи 1141 Гражданского кодекса, предусматривающей насильственную ЛИКВИДАЦИЮ колхозов и совхозов. …По решению Бюро ЦК ПКБ партийные организации республики период с 20 апреля по 15 июня 2000 года проведут сбор подписей граждан в ЗАЩИТУ колхозов и совхозов республики. Собранные подписи будут переданы в соответствующие государственные органы для принятия решения об ОТМЕНЕ этого АНТИНАРОДНОГО положения Гражданского кодекса». Каб да 1 ліпеня 2000 г. збавіліся ад калгасаў у адпаведнасьці з Конституцией Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями), ПРИНЯТОЙ НА РЕФЕРЕНДУМЕ 24 ноября 1996 года то была б Беларусь другая і прэзыдэнт другі, трэці ці нават чацьвёрты
  • Апрель. 2000 г. «Товарищ» газета коммунистов калякинцев «ОСТАНОВИМ РАЗРУШИТЕЛЕЙ КОЛЛЕКТИВНЫХ ХОЗЯЙСТВ! «Как уже сообщалась, исполнительная, власть Республики Беларусь приступила к практической реализации статьи 1141 Гражданского кодекса, предусматривающей насильственную ЛИКВИДАЦИЮ колхозов и совхозов. …По решению Бюро ЦК ПКБ партийные организации республики период с 20 апреля по 15 июня 2000 года проведут сбор подписей граждан в ЗАЩИТУ колхозов и совхозов республики. Собранные подписи будут переданы в соответствующие государственные органы для принятия решения об ОТМЕНЕ этого АНТИНАРОДНОГО положения Гражданского кодекса». Каб да 1 ліпеня 2000 г. збавіліся ад калгасаў у адпаведнасьці з Конституцией Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями), ПРИНЯТОЙ НА РЕФЕРЕНДУМЕ 24 ноября 1996 года то была б Беларусь другая і прэзыдэнт другі, трэці ці нават чацьвёрты
  • В. Хомич в ВС 13-го созыва возглавлял постоянную комиссию по проблемам Чернобыльской катастрофы. +++ 11.09. 1999г. “Звязда” Сяргей Шаўцоў “…Тут мне хочаца паразважаць аб адным міфе нашага ўчарашняга і, на жаль, сёняшняга жыцця. Міф заключаецца ў наступным: дрэнна ці добра, але калгасы нас кармілі і кормяць. Як і любы міф, гэты аказаўся вельмі жывучы. І, як і любы міф, вельмі шкодны. Прапаную вашай увазе параўнальныя паказчыкі ў сельскай гаспадарцы Брэсцкайв вобласці і Бельгіі за 1986 год. Па тэрыторыі Брэсцкая вобласць крыху перавышае Бельгію. Для брэстаўчан гэты год быў лепшы, для бельгійцаў—звычайны. Па ворнай зямлі яны прыблізна роўныя. Пры гэтым на 900 тысячах гектараў ворыва Бельгія ўтрымлівае ў 2,9 раза больш буйной рагатай жывёлы, ў тым ліку кароў—у 3.3 раза, свіней—11,3 раза. Бельгія вырабляля ў 7 разоў больш мяса, у 5,4---малака, у 10 разоў больш цукровых буракоў Гара нарадзіла мыш.”(Аўтар выказвае шчырую ўдзячнасць Пятру Каснерык за прадастаўлены фактычны матэрыял). “Бельгия. Площадь 30,5 тыс. км2. Население 9631,9 тыс. чел. (на 1 января 1969). Б. — страна мелких и средних фермерских хозяйств. Из всей земли, используемой в сельском хозяйстве, около 50% приходится на фермы с площадью от 5 до 20 га. Число таких ферм в общей массе хозяйств составляет всего 10% (1965), в то же время 90% хозяйств имеют участки МЕНЕЕ 5 га». (БСЭ) В Бельгии в 1988 году произведено 1 041 тыс. тонн мяса в т.ч. говядины – 280, свинины – 761 тыс. тонн. (Ежегодник БСЭ, 1989). Для сравнения в Беларуси в 2010 году 706,5 тыс. т. в том числе крупный рогатый скот -308,1 и свиньи -398,4 тыс. тонн. 1996 год. Бельгия. Площадь сельхозугодий -- 1,4 млн. га, в т.ч. пашни –0,9 млн.га. В Беларуси в 1996 году было больше сельскохозяйственной земли у населения (личные подсобные хозяйства и дачи) -1,467 млн. га, в том числе пахотные земли 1,009 млн.га. (Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2005, с. 390)
  • Почему? А потому, что по Конституции 1994 г. (ст. 6) «государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на ОСНОВЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ее на законодательную, исполнительную и судебную». +++++++++ КАМУНЯКИ заимев большинство ВС 13-го созыва собирают подписи депутатов ВС и бывший министр Внутренних дел Захаренко переседая с машины в машину, так рассказывал член КС в то время Михаил Пастухов, везет их в Конституционный суд. Заходит в кабинет председателя и говорит: «Товарищ Тихиня подпиши!!!!». Валерий Гурьевич хоть и коммунист, но, слава Богу, не настолько. В противном случае коммунистический переворот был бы успешно осуществлён. Ортодоксальный коммунист Шарецкий становится Президентом РБ, а коммунист Новиков, Первый заместитель Председателя ВС, возглавляет Верховный Совет. Статья 105 Конституции (1994г.) В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к председателю ВС. В этом случае обязанности Председателя ВС переходят к Первому заместителю Председателя ВС.
  • 30 декабря1994 года создан социалистический блок «Уважаемые соотечественники! Дорогие братья и сестры! Предстоящие 14 мая 1995 года выборы депутатов ВС РБ дают ПОСЛЕДНИЙ ШАНС конституционным путем изменить соотношение сил в высших эшелонах власти, приоритет государственной политики. Мы призываем трудящихся поддержать на выборах представителей СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ сил! Проявите высокую социальную активность на выборах, чтобы ИЗБЕЖАТЬ ПРАВАЙ ОПАСТНОСТИ, ПРЕКРАТИТЬ КАПИТАЛИЗАЦИЮ и разрушение страны». Обращение принято на собрании представителей политических партии и общественных организаций СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ориентации. От Аграрной партии – сопредседатель С. Г. Шарецкий. От Партии коммунистов Белорусская – первый секретарь С. И. Калякин. От ЛКСМ (белорусского) – первый секретарь С. В. Возняк. = «По числу избранных депутатов Аграрная партия вышла НА ПЕРВОЕ МЕСТО. При этом приятно, что и НА ВТОРОМ месте находится наш союзник -ПКБ. Успех аграрников и КОММУНИСТОВ на выборах в парламент является закономерным явлением, хотя многими не хочется это признавать... . Особенно упражняется в этом «Свабода». Что можно ответить на взгляды этой «бэнээфовки»? Во-первых, председатели колхозов, ставшие депутатами, разбираются в жизни не хуже, чем НЕКОТОРЫЕ ФОТОРГАРФЫ.. Но этого, конечно, не могла заметить «Свобода», которая уже давно взяла на свое вооружение такие «свободные» методы освещения событий, как ЛОЖЬ, КЛЕВЕТУ и ЛИЦЕМЕРИЕ. ». (Книга С. Шарецкого «Аграрная партия Беларуси и ее идеалы» 1995г., стр. 248).
  • Говорят, что если читать нашу конституцию в каком-нибудь глухом, уединенном месте, куда не доносится ни звука, то очень скоро в этой тишине можно услышать тихое, но довольно явственное чавканье. Такое бывает, когда кто-то жадно откусывает огромные куски власти и глотает целиком, не жуя. Периодически, впрочем, чавканье сменяется бормотанием, в котором можно разобрать только отдельные слова: "я - президент", "а вы с них спросите?", "мои декреты выше законов", "в государстве должен быть ствол", "депутаты неприкосновенны, но это не относится к обвинению их в клевете и оскорблении" и т.п. Причины этого странного явления, впрочем, юридической науке совершенно неизвестны.
  • Где можно проголосовать?