Дмитрий Маркушевский. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. А есть ли план?

Дмитрий МАРКУШЕВСКИЙ

Дмитрий МАРКУШЕВСКИЙ

Академический директор Школы молодых менеджеров публичного администрирования (SYMPA). Окончил БГУИР (факультет информационных технологий и управления), аспирантуру Института философии НАН Беларуси, программу Регионального бюро ПРООН и NISPAcee для советников по стратегическим вопросам; повышал квалификацию в Университете Лунда (Швеция) и Высшей школе экономики (Москва, РФ). Консультант и руководитель проектов в области прав человека и демократического управления в системе ООН (2003-2012).

Так уж сложилось у нас за пару десятков лет, что граждане узнают о планах руководства страны постфактум, не из диалога, а из посланий, не могут повлиять на эти планы и поэтому не считают их своими, не вникают, не критикуют и не хвалят, не стремятся им соответствовать, не следят за их выполнением. И со временем планы становятся декларациями, имеющими лишь риторическое значение во время их провозглашения.

К похожим результатам привело отдаление правящих элит от народных масс в странах развитой демократии.

Традиционно в демократических режимах наводились мосты между правительствами и гражданами, которые их избрали, обеспечивалась защита прав меньшинств большинством и строилось взаимное доверие во имя общего блага. Однако современная модель демократии сместила фокус с граждан на комфорт «менеджеров» государства.

Могут ли инструменты, повышающие доступность данных о действиях правительства, гарантировать, что оно будет более чутко реагировать на потребности граждан?

Постиндустриальное изменение парадигмы государственного и муниципального управления требует новых управленческих подходов, основанных, в первую очередь, на инновационных технологиях, направленных на эффективное управление процессами в быстро изменяющейся среде. Движение открытых данных по всему миру приобрело огромный размах; и в нашей стране предпринимаются значительные усилия, правда, в первую очередь негосударственными энтузиастами.

Делаются шаги по созданию сильного общества, борющегося за хорошее государственное управление, подотчетность государственных учреждений и совершенствование процессов принятия решений на местном, национальном и глобальном уровне. Разрабатываются интеллектуальные технологии, а также цифровое правительство, прямая электронная демократия, краудсорсинг и т.д.

Мы стали свидетелями многих успешных инициатив граждан, направленных на решение важных проблем, а также того, как интернет, новые медиа и мобильные телефоны меняют баланс сил. Растет надежда на новые средства коммуникации, дающие гражданам и сообществам дополнительную возможность отстаивать свои права, даже несмотря на отсутствие доступа к некоторой информации и невысокий уровень гражданской грамотности в регионе.

Однако каким будет следующий шаг после открытия государственных данных? Как гражданам использовать открытые данные в качестве инструмента построения демократии? Как усилить реальное гражданское участие?

И без того переменчивое направление развития нашей страны может еще более отклониться от курса к демократии в связи с глубоким кризисом самой демократии в том виде, в котором мы знали о ней понаслышке. Мы наблюдаем растущее недоверие к властям и СМИ и отсутствие у граждан чувства влияния на принятие решений.

Прямые методы демократии, такие как референдумы, показали, что их использование сопряжено со значительными рисками, связанными не только с честностью при подсчете голосов, но и с порядочностью политиков, которые все чаще могут облекать свои скрытые планы в обертку популизма. Это также делает их ненадежными инструментами. Мы также сталкиваемся с пост-правдой и дезинформацией, в то время как факты кажутся не столь привлекательными значительной части общества.

Несмотря на высокоразвитые демократические стандарты, продвигаемые и осуществляемые Европейским союзом; несмотря на технологические новинки и инструменты, предоставляющие гражданам расширенный доступ к информации и помогающие эффективно управлять ею, налицо очевидный регресс демократии не только в Центральной и Восточной, но и в Западной Европе, и в США.

Может ли текущий кризис демократии стать возможностью для нового этапа развития, стартом новой борьбы за равенство, свободу и справедливость? Смогут ли технологии и средства массовой информации сыграть свою важную роль в поддержке плюрализма и свободы, вместо того, чтобы служить авторитарным режимам и недемократическим устремлениям?

Мы видели множество сознательных и глупых ошибок, которые привели к нынешней ситуации. Выбор наименьшего зла или консервация ситуации кажется самым простым выходом, но это не решит такие проблемы, как разногласия внутри общества, отчуждение элиты, попирание закона и экономическая стагнация.

Для решения этих проблем необходимо строить и реализовывать планы в диалоге и в партнерстве со всеми заинтересованными группами в обществе, с учетом потребностей и уязвимых, и непредставленных групп — только так решение проблем может быть адекватным и эффективным. Необходимо извлечь уроки из ошибок и успехов — собственных и других стран; смело смотреть в лицо вызовам, не отмахиваясь от их решения лозунгами о стабильности.

Первыми в новом плане должны стать шаги по возврату доверия граждан и бизнеса к государству и вовлечению общественности в принятие и реализацию решений.

 

По материалам Personal Democracy Forum

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».