Владимир Ковалкин. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Цена коррупции

Владимир КОВАЛКИН

Владимир КОВАЛКИН

Окончил Академию управления при президенте Республики Беларусь, получил степень бакалавра экономики, а позднее — магистра экономики. Магистр гуманитарных наук по политологии (ЕГУ, программа «Публичная политика»). Эксперт по вопросам реформы государственной службы и руководитель проекта «Кошт урада» в рамках проекта BIPART.

Госзакупки и связанная с ними проблема коррупции беспокоит общественность по всему миру. Такая озабоченность связана с тем, что для чиновника одним из наиболее простых и быстрых способов личного обогащения является злоупотребление доверием граждан при расходовании бюджетных средств через проведение процедур государственных закупок. А поскольку потери бюджетных денег ввиду коррупции и неэффективного расходования средств и в этой сфере могут быть колоссальны, мы решили посчитать, сколько же мы в Беларуси можем терять на этом.

По оценкам Transparency International, из-за коррупции только при проведении процедур государственных госзакупок теряется 20-25%1 расходуемых средств. При этом в случае Беларуси распределение этих потерь выглядит следующим образом:

  • потери, связанные с прямым взяточничеством и коррупцией — 10% от суммы контракта;
  • потери, связанные с закупкой некачественного, ненужного или неподходящего товара или услуги — 15% от суммы контракта.

Согласно официальным данным, в Беларуси в 2013 году через механизм госзакупок было расходовано около 4 миллиардов евро, а в 2014-м — 3,5 миллиарда евро. Таким образом, если предположить, что мы идем в общемировом тренде, сумма потерь для нашей казны составляет 800-830 миллионов евро в год, что сопоставимо с расходами республиканского бюджета на здравоохранение и превышает расходы на проведение государственной социальной политики.

А если учесть, что имплементация «пактов честности» вместе с повышением прозрачности и подотчетности при проведении государственных закупок, по данным Transparency International, может снизить эти потери на 30-60%2, то в случае Беларуси эта сумма может составить порядка 300-400 млн евро в год.

Необходимо отметить, что статистические данные о государственных закупках, опубликованные на сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли, не позволяют провести полный финансово-экономический анализ этой сферы с учетом:

  • полной суммы расходов на госзакупки;
  • в разрезе полной аналитики по видам и группам поставщиков;
  • в разрезе отдельных сфер государственной деятельности.

Также, начиная с 2015 года, статистика по процедурам и суммам проводимых государственных закупок в Беларуси не ведется и недоступна не только независимым исследователям, но и государственным ведомствам, включая и контрольно-надзорные органы.

Интересно, что согласно официальной статистике в 2014 году на осуществление госзакупок было выделено на 430 миллионов евро меньше, чем в 2013-м. При этом фактически израсходовано было на 210 млн евро больше. Это связано с тем, что экономия денежных средств за счет снижения цен сократилась с 816 млн евро в 2013 году, до 180 млн евро в 2014-м. Все это свидетельствует о снижении конкуренции при проведении госзакупок в Беларуси и росте коррупционных рисков.

Причиной такого резкого снижения конкуренции и одновременного роста коррупционных издержек явилось введение в действие указа президента от 31 декабря 2013 г. № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)», который во многом упростил механизм согласования проведения процедуры закупки из одного источника.

Дело в том, что с принятием указа полномочия по согласованию применения процедуры закупки из одного источника в том случае, когда открытый конкурс признается не состоявшимся, перешли от Министерства антимонопольного регулирования и торговли к органам, которым подчинена организация-заказчик. А в случаях признания открытого конкурса несостоявшимся два раза подряд, заказчик и вовсе имеет право провести процедуру закупки из одного источника по своему усмотрению.

Все это открыло широкие возможности для манипуляций с обоснованием необходимости проведения процедуры закупки из одного источника через исключение конкурирующих предложений. Для этого закупщики готовят слишком узкие спецификации в отношении предмета закупки, естественно, не получают двух и более предложений и признают процедуру несостоявшейся. Этот шаг впоследствии привел к значительному росту коррупционных издержек, связанных с проведением этого вида процедуры закупки.

Поэтому 800 миллионов евро потерь на коррупции в год только на госзакупках, увы, может быть не только мировой теорией, но и нашей белорусской реальностью.

 

1. International Council on Human Rights Policy - Transparency International, Integrating Human Rights in the

Anti-corruption Agenda. Challenges, Possibilities and Opportunities, cit., 43

2. Integrity Pacts

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».