Владимир Ковалкин. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Осовременить площадки для госзакупок

Владимир КОВАЛКИН

Владимир КОВАЛКИН

Окончил Академию управления при президенте Республики Беларусь, получил степень бакалавра экономики, а позднее — магистра экономики. Магистр гуманитарных наук по политологии (ЕГУ, программа «Публичная политика»). Эксперт по вопросам реформы государственной службы и руководитель проекта «Кошт урада» в рамках проекта BIPART.

Есть анекдот про морскую свинку, мораль которого заключается в том, что она не имеет отношения ни к морю, ни к свиньям. С официальными торговыми площадками, где проводятся госзакупки, наблюдается похожая ситуация: они имеют мало общего и с торгами, и современными e-procurement площадками.

Вот посмотрите на хорошую коммерческую торговую площадку, там есть все необходимое для комфортной и эффективной торговли: и удобный пользовательский интерфейс для продавцов и покупателей, и эффективная система поиска предложений, и грамотно организованные электронные аукционы, и система обмена документами и сообщениями между организаторами и участниками торгов, и удобный кабинет пользователя для просмотра истории сделок, и…. много-много чего еще.

Теперь посмотрите на наши государственные торговые площадки и на хорошие коммерческие торговые площадки, снова на государственные и на коммерческие. Что видите? Не знаю, как вы, а я вижу отставание эдак лет на сто.

По сути, наши государственные торговые площадки являются электронной копией давно отживших газетных объявлений в стиле classified, не более. На них можно разместить приглашение или результат закупки, прикрепить какие-то документы, и на этом всё.

Хотя нет, не всё, есть площадка, которая использует самые современные трафики технологии в виде ЭЦП (электронной цифровой подписи) и возможности делать ставки на аукционе — воистину IT-прорыв для e-procurement в 2017 году!

Современная торговая площадка для проведеня госзкупок должна как минимум уметь: регистрировать электронные договора и выставлять платежные требования в казначейство посредством ЭЦП, проводить и отслеживать платежи, проводить различные виды аукционов на понижение и на повышение цены, давать возможность обмена между участниками и организатором торгов документами и обновлениями в тендерной документации в машиночитаемом виде, разрешать споры и рассматривать жалобы опять же в электронном машиночитаемом виде с применением ЭЦП, автоматизированно вести историю всех действий всех участников и организаторов торгов в электронном машиночитаемом виде, обмениваться данными между торговой площадкой и сторонними приложениями по технологиям API, автоматически публиковать всю информацию о закупках от приглашения до выбора победителя с последующим заключением контракта, платежами и актами приемки или выполнения работ по принципу «все видят всё».

И это не невероятное будущее и перспективые технологии, это стандартные требования к торговой площадке, реализованные у наших соседей недавно, а в Южной Корее более двадцати лет назад. И вот где это всё у нас? Почему наши «яйцеголовые» государственые айтишники не смогли реализовать всё это до сих пор?

Вопрос отнюдь не риторический, и ответов на него достаточно много. Но для начала нужно хотя бы определить единого ответсвенного за развитие системы электронных закупок в Беларуси, чтобы ситуация не выглядела как в известной миниатюре Аркадия Райкина «Кто сшил костюм».

Сегодня за разработку электронных торговых площадок отвечают несколько госорганизаций, за регулирование сферы госзакупок — МАРТ, а нарушения контролирует КГК — понятое дело, что у каждого свои интересы, и в результате на выходе получается IT-франкенштейн.

И пока нет конкретных ответственных, как нет и желания у наших чиновников сделать что-то стоящее для людей и бизнеса, — всё, что касается государственных IT-разработок в нашей стране, будет заканчиваться коррупцией, перетягиванием каната между различными государственными ведомствами и убогим результатом на выходе.

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».