Циничный бизнес. На алкоголе и табаке государство не зарабатывает ни копейки

Кому выгодно, чтобы белорусы заливали себя водкой и задыхались в сигаретном дыму?

Алкогольный и табачный бизнес всегда считался высокоприбыльным. Но реальные доходы от него получают только собственники бизнеса. Государство, целенаправленно спаивающее население и поддерживающее табачное лобби, не зарабатывает ничего. Это не голословные утверждения. Об этом говорят цифры.

Фото pixabay.com

 

Табак — «это большие налоговые поступления»?

Президент Беларуси сам не курит и негативно относится к курящим, но при этом поддерживает табачное лобби, аргументируя свою позицию экономической выгодой.

«Ясно, что это подакцизный товар, что бюджет от этого получает огромные средства. В этом году мы ожидаем 1 млрд рублей, то есть 0,5 млрд долларов. Это большие налоговые поступления», — сказал Александр Лукашенко на совещании 4 декабря.

По его словам, в Беларуси спрос на сигареты «стабилизирован, и роста никакого нет». «Но, тем не менее, эта отрасль в Беларуси развивается активно, и не только в связи с тем спросом, который существует на продукцию»,заметил Лукашенко.

Он констатировал постоянно увеличивающиеся объемы выпуска табачной продукции и высокие темпы роста экспорта: «Поэтому если есть спрос, надо продавать табачные изделия. Не продадим мы, продадут другие. Рынки будут заняты».

Итак, поступления в бюджет от продажи табака ожидаются в размере 0,5 млрд долларов, это около 1% ВВП, согласно оценкам Всемирного банка. Но именно столько — около 1% ВВП — составляют ежегодные затраты белорусского государства на лечение заболеваний, непосредственно связанных с курением.

Получается, государство ничего не зарабатывает на торговле табаком. Однако зарабатывает табачный бизнес. Как косвенное доказательство влиятельности табачного лобби можно расценить трудности с принятием антитабачного законодательства.

Еще 2013 году Министерство здравоохранения разработало проект антитабачного закона, который предполагал полный запрет курения в закрытых общественных местах, повышение стоимости табачной продукции, запрет на скрытую рекламу сигарет и другие меры. Проект закона планировалось внести на рассмотрение парламента еще в 2014 году, однако документ так и не был включен в план законопроектной деятельности.

Так как пробить принятие закона оказалось чрезвычайно непросто, его инициаторы, судя по всему, пошли другим путем и разработали поправки в действующий еще с 2002 года декрет № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий». Проект поправок в декрет включает многие положения из антитабачного законопроекта. Общественное обсуждение изменений было закончено весной этого года.

Очевидно, если бы глава государства искренне преследовал цель спасти белорусов от пагубного влияния табачного дыма, изменения в декрет давно были бы приняты. Но табачные налоги — это большие деньги, и их легко подсчитать, а вот расходы на лечение болезней, вызванных курением, отдельной статьей в бюджете не проходят, они не видны среди всех затрат на отечественное здравоохранение.

Впрочем, некоторые меры по ограничению продажи сигарет в Беларуси за последнее время все же были приняты: например, запрещена открытая выкладка табачных изделий в магазинах — теперь на кассах можно увидеть только перечень названий с ценами, а в некоторых магазинах продажа сигарет и вовсе вынесена за пределы торгового зала.

 

Траты на преодоление последствий пьянства в семь раз больше доходов

С алкоголем дела обстоят еще хуже. Доказано, что доходы от продажи алкоголя в разы меньше, чем средства, затрачиваемые на преодоление последствий его злоупотребления.

По данным исследования, проведенного в РНПЦ психического здоровья, доходы от реализации алкоголя составляют около 1% ВВП, а комплексные траты на преодоление последствий пьянства и алкоголизма — более 7%.

«Если посчитать мужчин и женщин, которые с 1990 по 2016 год умерли по причинам, опосредованно и напрямую связанным с воздействием алкоголя на организм, получится 360 тысяч человек. А по официальной статистике — 60 тысяч человек. Разница так велика, потому что в последнем случае учитываются только прямые алкогольные причины», — отметила заведующая отделом человеческого развития и демографии Института экономики НАН Беларуси Анастасия Боброва.

Этот недоучет создает ситуацию, при которой масштаб проблемы недооценивается, ведь при оценке эффективности антиалкогольных программ учитываются лишь смерти от прямых алкогольных причин, отметила Боброва.

Контраргументы алкогольного лобби, которое поддерживается властями, практически такие же, как и в случае с табаком — производители спиртных напитков вносят значительную лепту в бюджет.

Например, после указаний Лукашенко в августе 2015 года были отменены некоторые меры по ограничению продажи алкоголя, которых долго и с трудом добивались Минздрав и МВД.

Теперь в Беларуси на один магазин, где можно купить алкоголь, приходится около 600 человек. В странах Скандинавии, где еще с XIX века ведут планомерную антиалкогольную политику, одна точка с алкоголем приходится на 20 тысяч человек в Швеции и 30 тысяч — в Норвегии.

 

Умирают от табака и алкоголя. План был именно таков?

Понятно, что вести речь о полном запрете производства и продажи алкоголя и табака сегодня невозможно. Но меры по ограничению их потребления общеизвестны, однако в Беларуси их не применяют, хотя они не требуют революционных политических решений.

Запретить курение в помещениях общепита, организовать продажу спиртного в отдельных магазинах или секциях, запретить реализацию алкоголя поздно вечером и ночью — это под силу даже нашим безынициативным депутатам.

Но не делается даже этого, потому что циничная политика властей заключается как раз в том, что существующая ситуация их устраивает, считает исполнительный директор аналитического центра «Стратегия» Ярослав Романчук.

Очевидно, что когда правительство получает налоговые доходы от табака, в его руках оказываются реальные деньги: «Их можно тратить на разного рода программы, например, получать политический и социальный капитал в виде повышения заработной платы и строительства дорог».

А вот издержки от табакокурения или злоупотребления алкоголем скрыты: «Люди умирают, болеют каждый по своим квартирам. Кроме того, всегда можно публично сказать, что продажа, наличие товара на полке не означает, что человек должен его купить, то есть начать пить или курить, спасая белорусский бюджет».

Однако человек свободен и может разрушать свой организм так, как считает нужным, если понимает последствия — юридические и материальные. И изменить этот принцип «невозможно, пока не будет страховой медицины, где страховые взносы зависят и от образа жизни».

«Пока же минимальные услуги есть у всех, а концентрированные выгоды — у тех, кто ближе к власти. Это мы видим на примере клиники Управления делами президента, новое здание которой сейчас строят. Одни жители страны имеют доступ к современным технологиям, которые действительно могут продлять жизнь, а другие получают обслуживание в районной поликлинике на соответствующем уровне», — отметил Романчук.

Государству, как бы цинично это не звучало, выгодно иметь население, которое курит дешевые сигареты и ведет в целом нездоровый образ жизни, отметил эксперт. Такие люди умирают раньше, а значит бюджетные траты на большинство из них в старости будут меньше:

«Пенсионная проблема будет решаться, если станет сокращаться количество людей, которые живут больше пяти лет после выхода на пенсию. Курение эффективно убивает людей и справляется с этой задачей. Таким образом, производство сигарет и распространение табакокурения можно назвать частью плана по стабилизации финансов ФСЗН».

Это «хитрая циничная игра», ведь цена табака и алкоголя, количество людей, которые могут работать на этом рынке, контролируется властями:

«Это монопольный бизнес, в Беларуси нет конкуренции, это фискализм, который практикуется вопреки политике Минздрава. И хотя я не думаю, что мы тратим 1% ВВП на борьбу с последствиями табакокурения, очевидно, что коммерческие интересы отдельных бизнес-структуру для властей выше интересов здоровья жителей страны».

 

 

 


  • памяркоуныя будут жить плохо, но не долго(с))самый чЭсны президент на свете!
  • В стране никогда не было ни нормальной политики,ни нормальных законов.ОТЧЕТНОСТЬ по сделаному,выполненому,перевыполненому.в колхозах всегда так было.а мы простите где живем?хорошо председатель хороший попался,бабки на развитие трясет где только можно.а то что детям и внукам отдавать так это нам фиолетово,правда старость у нас может быть гркстной.впрочем если что власть и заботится чтобы жили /плохо/ но не долго //цитата века мля//.