Ермошина: реформа избирательного законодательства приостановлена

На данный момент работа над реформой избирательного законодательства приостановлена, сегодняшний Избирательный кодекс позволяет провести альтернативные и демократические выборы, заявила председатель Центризбиркома Лидия Ермошина в интервью БелаПАН.

«Есть разные взгляды на отдельные процедуры, но это все-таки дело традиций и разных политических взглядов», — считает она.

Заместитель председателя Парламентской ассамблеи Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, спецпредставитель по Восточной Европе Кент Харстед в интервью БелаПАН по итогам визита в Минск 22-24 января заявил, что «очень разочарован отсутствием прогресса в реформировании избирательного законодательства Беларуси».

«Я бы не сказала, что обеспокоенность Харстеда, с которым я беседовала, была такой глубокой, — отметила Ермошина. — Да, он хотел бы видеть процесс изменения законодательства и выполнения рекомендаций ОБСЕ, однако он с пониманием отнесся к пояснениям, которые получил и от главы государства, и от меня».

Глава Центральной комиссии считает, что предложения по реформированию избирательного законодательства, которые год назад разработала межведомственная группа, не пропадут.

«И, может быть, изменений будет гораздо больше, чем наработала группа, а может быть, и меньше. Должно быть принято принципиальное решение, причем людьми, которые обладают правом законодательной инициативы. То, что наработала группа, это всего лишь мнение отдельных экспертов, специалистов. Такие работы осуществляются всегда и везде в мире. Есть отдельные предложения, они могут рассматриваться, а могут и откладываться на время. Это обычный законотворческий процесс», — сказала Ермошина.

 

Беларусь еще придет к выборам по партийным спискам

Председатель Центризбиркома считает, что со временем Беларусь придет к проведению парламентских выборов по партийным спискам.

«Когда это случится, не знаю. Может быть, и скоро, все зависит от того, будет ли меняться Конституция и каковы будут эти изменения, в какие сроки это будет осуществляться», — сказала Лидия Ермошина.

По ее словам, сначала нужно исключить одну из статей раздела III «Избирательная система. Референдум» Конституции, которая предусматривает процедуру отзыва депутата. Изменение этого раздела возможно как через проведение референдума, так и парламентским путем. После можно изменять избирательную систему на пропорционально-мажоритарную или партийную, это можно сделать через внесение поправок в Избирательный кодекс.

При этом Ермошина считает, что в Беларуси партийное строительство пока не развивается.

«Пока в стране полновесного развития политических партий нет. Если и развиваются они, то только на определенном уровне, например, в крупном городе. Скорее, их деятельность носит не республиканский, а региональный характер», — отметила она.

Глава ЦИК не видит ничего удивительного в том, что среди кандидатов в депутаты Мингорсовета большая половина представляют партии.

«Что касается Минска, то в этом нет ничего удивительного. Практически все партии зарегистрированы и действуют в столице, они и выдвигали кандидатов. Поэтому для Минска это типичная картина. К сожалению, партийных кандидатов очень мало в регионах», — добавила Ермошина.

 

Возможность конституционного референдума с Ермошиной никто не обсуждал

С председателем Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов Лидией Ермошиной никто не обсуждал возможность проведения конституционного референдума. Об этом она заявила в интервью БелаПАН.

Вопрос о проведении такого референдума периодически обсуждается в СМИ после высказываний Александра Лукашенко о возможной корректировке Конституции, в том числе через проведение референдума.

Так, 24 ноября во время рабочей поездки по Гомельской области глава государства заявил, что не может самолично отменить решение о применении смертной казни, которое принял народ. «Если мы захотим это сделать, то надо вынести этот вопрос на референдум», — сказал Лукашенко.

Ермошина не знает, какие вопросы, находящиеся в компетенции Центральной комиссии, могли бы быть вынесены на референдум. Дело в том, пояснила она, что положения раздела III Конституции «Избирательная система. Референдум» могут быть изменены не только через проведение референдума, но и парламентским путем.

В соответствии с Конституцией только путем проведения референдума могут быть изменены разделы I «Основы конституционного строя», II «Личность, общество, государство», IV «Президент, парламент, правительство, суд», VIII «Действие Конституции и порядок ее изменения».

Таким образом, вопросы увеличения срока полномочий членов Совета Республики, депутатов Палаты представителей Национального собрания и депутатов местных советов с четырех до пяти лет, а также об увеличении срока полномочий президента с пяти до семи лет, которые в ноябре 2016 года предлагала рассмотреть Либерально-демократическая партия, необходимо выносить на референдум.

Если референдум будет назначен, то, считает Ермошина, его целесообразно совместить с одной из избирательных кампаний.

«Мы всегда совмещаем. Не знаю пока, как это будет происходить, если будет референдум. По крайней мере, в Беларуси не совмещался только первый референдум о сохранении СССР и референдум 1996 года. Причем в 1996 году референдум, хотя и был достаточно автономен, вместе с ним проходили довыборы в местные советы и парламент», — добавила она.

Референдумы 1995 и 2004 годов, напомнила глава ЦИК, совмещались с парламентскими выборами. «Поэтому можно проводить референдум и автономно, и совмещать с выборами. Просто когда происходит совмещение, значительно экономятся денежные средства», — пояснила она.

В техническом плане нет разницы, с какими — президентскими или парламентскими — выборами совмещать референдум, отметила Ермошина.

«Это просто повлияет на контекст, на ту политическую риторику, которая будет идти во время кампании, так как будут и сторонники, и противники референдума. В принципе, как таковой предвыборной борьбы с точки зрения выборных конкретных обещаний на референдуме не будет вообще. Это будет, собственно говоря, спор между его противниками и сторонниками», — сказала глава ЦИК.

 

Оптимальный срок между президентской и парламентской кампаниями — полгода

Оптимальный срок разведения президентской и парламентской кампаний по времени — не менее полугода, заявила Лидия Ермошина.

При этом она не стала уточнять, какие выборы лучше провести первыми. «И те, и другие выборы вызывают интерес. Какие из них лучше или хуже провести первыми, а какие вторыми, я не знаю. Пусть это решают те, кто наделен правом назначать выборы», — сказала Ермошина.

В соответствии с законодательством очередные президентские выборы должны пройти не позднее 30 августа 2020 года, выборы в Палату представителей — не позднее 10 сентября того же года.

Президентские выборы в Беларуси назначаются Палатой представителей, парламентские — президентом.

Ранее Ермошина заявляла БелаПАН, что считает принципиальным развести кампании, так как их совмещение может «действительно дестабилизировать» обстановку в стране. Такая ситуация, отметила она, «раскачивает политическую жизнь, обостряет все противоречия, которые существуют в обществе, — и политические, и экономические». Поэтому к совмещению выборов «надо всегда относиться очень осторожно», добавила она.

 

Иностранцев на местных выборах будут интересовать не итоги, а процедура

Представителей зарубежных посольств, которые смогут присутствовать на местных выборах в качестве международных наблюдателей, будут интересовать не итоги избирательной кампании, а процедура ее проведения, считает Лидия Ермошина.

На местные выборы в Беларуси иностранные наблюдатели не приглашаются. Однако по традиции представители дипломатических ведомств, аккредитованные в стране, смогут принять участие в наблюдении.

По словам Ермошиной, зарубежные дипломаты уже проявляют интерес к процессу и процедуре проведения местной избирательной кампании.

«Интерес уже существует с учетом того, что у нас есть заявки на аккредитацию 38 международных наблюдателей от посольств. Причем большая часть из них, не считая десяти россиян, являются представителями европейских государств (Литвы, Венгрии, Швейцарии, Англии, Франции) и США. Думаю, их будет еще больше», — добавила глава ЦИК.

«Их интересует сама процедура проведения выборов, ведь их итоги не повлияют на международную обстановку и положение Беларуси в мире», — подчеркнула она.

Ермошина отметила, что представители дипкорпуса «не дают оценку выборам официально, по крайней мере, это не предусмотрено».

«Они выступают представителями иностранных государств, они вправе давать какие-то оценки, а могут и не делать этого. Их деятельность в принципе нигде не прописана, не считая национального законодательства. Те документы, которые созданы в мире, например, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, Венецианской комиссией, в Содружестве Независимых Государств, рассчитаны и регулируют деятельность долгосрочных наблюдателей, миссий от международных организаций», — сказала глава ЦИК.

Аккредитация дипломатических представителей в качестве наблюдателей на выборах проходит путем направления в ЦИК анкеты и получения удостоверения наблюдателя. Иностранные наблюдатели смогут получать информацию о количестве избирателей на участке, а также данные о числе проголосовавших. Им разрешено находиться на заседаниях любых избирательных комиссий до окончания подсчета голосов.

На местных выборах 2010 года количество иностранных наблюдателей составило 50 человек, 2014-го — всего 15.

Глава ЦИК также не видит в проходящей местной избирательной кампании «ничего несвободного и недемократичного».

«Избирательный процесс идет в рамках закона. Никаких, скажем так, сведений о нарушении избирательных прав граждан в Центральную комиссию не поступало. Жалобы рассматриваются вовремя. Зарегистрировано очень много людей с самыми различными мнениями и взглядами», — отметила Лидия Ермошина.